Мы в ⇒ В Контакте
 в ⇒ Telegram

НАВИГАТОР

программа  «Умники и умницы»

 «Нельзя, конечно, знать про всё на свете,
Нельзя всего уметь,
Но знают очень твёрдо наши дети,
Что нужно, нужно этого хотеть!» 

Возраст: 5 - 6,5 лет
Программа обучения «Умники и умницы» (уровень-ознакомительный) - 1 год: 72 ч.
Цель: развитие индивидуальных способностей и познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Задачи программы: Предметные:помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни; - обогатить знания о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека; - привитие основ здорового образа жизни; - формировать начальные знания о различных профессиях. Личностные:воспитание умения концентрироваться на выполняемой работе, трудолюбия, аккуратности, усидчивости; - развивать способности к самооценке и самоконтролю; - воспитание культуры речевого общения; - знакомить с правилами и нормами общения в коллективе. Метапредметные:развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности; - стимулировать потребность в расширении круга общения с другими людьми; - помочь осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых; - воспитывать бережное отношение к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, следование экологическим правилам в доступных для ребёнка формах; - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе обучения.
 
 

   Занятия по программе ведёт Сафонова Вера Анатольевна, педагог дополнительного образования. 

   Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.

   Поступая в школу ребёнок, должен быть не только зрелым в физическом и социальном отношении, но и должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире. Ребёнку важно овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

   Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умницы и умники» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие интеллектуальных и художественных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка. Она обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагогов на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

   В процессе учебной деятельности дошкольников огромную роль играет уровень развития познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, развитие интереса и потребности к познанию, формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми. Развитие и совершенствование данных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей, развитие способности видеть, слышать, осязать, ощущать, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости. С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

   Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. 

   Занятия по программе строятся в занимательной, игровой форме, через приобщение к устному народному творчеству, с использованием речевых игр, что формирует развитие речи при ознакомлении с окружающим миром. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

   Много работы ведётся в группах, в парах, выслушивается мнение каждого. На первое место ставится уважение к личности. Дети учатся не просто выражать своё мнение, но и слушать собеседника, принимать точку зрения другого человека. Все люди разные. У каждого есть свои способности, свои достижения. Никогда нельзя сравнивать одного ребёнка с другим, он первоначально отличается, он индивидуальность, у него свои темпы в достижениях и развитии, свои приоритеты. В Японии поощряют достижения ребёнка фразой: «Сегодня ты мне нравишься больше, чем вчера». Не сравнивают достижения двух разных детей, а оценивают то, чего достиг сам ребёнок, по сравнению с вчерашним днём. Это и есть его успех. Видеть в ребёнке Личность, человека, который может реализовать все свои возможности, способности, вот что самое важное.

   В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой,  упражнения, дидактические игры  и другие. Формированию принципа единства обучения, воспитания и развития личности ребёнка способствуют включение в учебный процесс проведение праздников, игровых программ, викторин, сюжетно-ролевых игр, разыгрывание сценок, приобщение детей к устному народному творчеству, сказке. Сказка даёт детям необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. «Сказка, – писал В. А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Все новости

Телефон доверия